Мысли о психологии и о разном - 10. Заочное обучение

В предыдущем посте была затронута тема заочного обучения. О ней хочется сказать отдельно. Заочное обучение – само это выражение вызывает скепсис, особенно во время общего упадка образования и перехода его на так сказать платную основу. Нельзя сказать, что это безосновательно. Действительно, ведь заочников не научат всему тому, что они должны знать. Мы привыкли, что на дневном обучении лектор все книги сам перечитает, для нас краткий конспектик составит, чтобы мы не перенапряглись, разжует и в ротик положит. А потом на экзамене просто попросит пересказать то, что сам нам рассказывал на лекциях. Это не совсем правильно, хотя и облегчает процесс учебы, и нам не приходится перелопачивать массу литературы в поисках необходимой информации. С другой стороны – кто из нас открывал какой-либо учебник, когда под рукой был конспект, и вы знали, что за пределами конспекта нас никто ни о чем не спросит?! Может это, конечно, я была не сильно ответственным студентом, однако это – факт.

С другой стороны – заочное обучение: список литературы для изучения и интересные примеры из практики – на лекциях. Лектор не расскажет всего, но даст нужное направление. Да, нужно потратить больше времени на чтение книг, но и знаний вы получите больше, и узнаете не только одну точку зрения – вашего лектора, но и мнения других профессионалов… Кроме того, читая книги самостоятельно вы придете с осмыслению чужого опыта в спокойной обстановке, потому что чаще всего заочное - это не первое образование, и к его выбору подходят более осознанно. Вы ведь учитесь для себя. Я сейчас, как вы догадываетесь, веду речь не о тех, кто получает заочное только потому, что не получил своевременно какого бы то ни было другого, и получает корочку по принципу «пусть будет, у всех есть».

Другое дело – отношение к самому процессу обучения и целям, которые ставит перед собой студент. К сожалению, отношение преподавателей тоже часто становится халатным, поскольку они и сами прекрасно понимают, что за 8-10 часов невозможно дать материал, рассчитанный на 48 часов (полный курс дневного обучения). Однако часто они стараются дать не только список литературы, которую не всегда можно найти, но и сами учебники в электронном виде, что значительно упрощает работу для учащегося.

Недостаток часов - проблема это конечно не только заочного обучения, но и дневного в нашей стране, поскольку предметов в университете много, действительно необходимых – в лучшем случае половина. И получается, что мы стараемся выпустить образованных людей, а не профессионалов. Вот и выходит, что мы знаем всего понемногу, а по нужной специальности – явно недостаточно для получения высокооплачиваемой работы. Кроме того, часто о предметах не по специальности, сами студенты говорят: «так этот предмет мне даже не нужен», и в итоге, не тратят усилий на его освоение. Так что и образованность в общем смысле тоже не совсем удается получить.

Например, работая в проектной организации, я вижу вчерашних студентов в начале работы. Это – «нули». Их надо учить, учить и учить… хотя бы еще 2-3 года, прежде чем они смогут работать более-менее самостоятельно. На это тратят свои силы и время высококвалифицированные специалисты, вместо того, чтобы работать на благо компании, таким образом продолжение обучения студентов уже оплачивает компания, которая рискнула их принять на работу. Т.е. они не приносят компании денег, но расходуют ее средства. Напомним сами себе, что большинство компаний сейчас – частные, т.е., принимая студента, хозяин несет убытки. Получается либо брать студента, который ничего не умеет, но чаще всего считает себя большим специалистом, либо не давать ему шанс вообще. Проработав в компании 2-3 года, научившись уже кое-чему,  молодой специалист уже не хочет чувствовать себя студентом. И что он делает? Уходит с этой, и нанимается в другую компанию, где уже позиционирует себя молодым специалистом со стажем работы. Плюс небольшая самореклама – и ты принят.

Итог: студент выходит из университетов не готовым к работе, и это становится проблемой нанимателя такого сотрудника. Очень хотелось бы, чтобы этот процесс обучения проходил в университете, а не на месте работы. Сама ситуация, в которой мы соглашаемся с тем, что человек, проучившийся в специализированном ВУЗе 5-6 лет, выходит абсолютно не готовым к работе и не получившим достаточных знаний, абсурдна. Но, тем не менее, мы все ее принимаем, как должное.     

Это – если вкратце. Нет ничего страшного в заочном обучении, если, конечно, вы готовы учиться самостоятельно, если вы понимаете, что хотите получить в итоге. Это – специальность, знания, опыт, ответственность за свой собственный выбор.
А у нас наоборот, на очном отделении на лекциях не дают абсолютно ничего, всё приходиться искать самим. И это после 3-4 пар + лаборторные и практические.