13. Категории. Мысли вслух

Думаю то, о чем мне хочется поговорить – не ново, и вполне возможно уже освещено где-то в научных или околонаучных трудах по психологии. Однако работая непосредственно с людьми, которые что-то создают в своей жизни, я имею в виду проектную организацию и ее трудолюбивых творческих исполнителей: архитекторов, конструкторов, управленцев, и просто общаясь с большим количеством разных людей, я пришла к определенному выводу, которым мне хотелось бы поделиться.

Люди делятся всего лишь на две категории: созидатели и потребители. Я имею в виду не торговые отношения, как результат производственного процесса, я имею в виду сам процесс создания чего-то нового, генерирование новых идей, рождение планов. Такие люди испытывают насущную потребность создать что-то новое, это - желание, это - внутренняя тяга к созиданию. Это желание может быть выражено различными способами, кто-то создает атомный двигатель, кто-то – новые строительные материалы, а кто-то - новый роман. Но в любом случае, не зависимо от масштаба, такие люди могут созидать, я бы назвала это даже не склонностью характера, я бы назвала это даром.

Есть вторая категория – потребители. Я бы разделила ее еще на три: ценители, обыватели и отшельники.

Ценители – это те люди, которые пользуются новинками, например, в мире электроники, который развивается сейчас, пожалуй, быстрее остальных, или используют в своей работе проектировщика новые современные эффективные материалы, люди, которые могут оценить новые прочитанные строки, прочувствовать вновь созданную красоту. Т.е. это те, кто следит за появлением нового, понимает смысл нового и активно его применяет, но сам создать неспособен.

Вторая подгруппа – обыватели. Это люди, для которых новинки, как таковые не интересны, полет мыслей – непонятен, и в жизнь таких людей новое входит по мере необходимости.

Отшельники – это еще одна подгруппа. Для этих людей прогресс сам по себе, и все его проявления – не важны. Такие люди с большим трудом переучиваются пользоваться мобильным телефоном, не пытаются купить телевизор с большим экраном и лучшей передачей цвета, не пытаются купить новую более удобную мебель или использовать новое в своей работе. С одной стороны им лень, с другой – новое их пугает. Конечно эта прослойка населения – неактивных потребителей, невыгодна создателям, но тоже выполняет свою роль.

Так вот, хорошо, если где-то проводятся научные исследования людей, способных созидать, и людей не способных на это. Наверняка этот феномен уже кто-то изучает. Мне бы очень хотелось узнать, с чем это связано, потому что в общении и работе эти люди отличаются друг от друга, и обычно способность к созиданию видна в процессе. Но откуда она берется, как формируется и как ее можно усилить, развить?